Наша работа
Доклад на августовском педагогическом совете
директора школы Курашиновой Шумисат Аюбовны
"Современные подходы к осуществлению функций классного руководителя".
Восточная мудрость гласит:
Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десять лет вперед, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В последнее время нам активно навязываются стереотипы западной идеологии и общественной психологии под маской свободы: индивидуализм, жесткое имущественное расслоение вместо социального равенства, эгоизм вместо коллективизма, прагматизм вместо духовности, нажива (желательно быстрая) вместо трудового заработка, агрессивная предприимчивость вместо трудовой активности, развлекательная «массовая культура» вместо высокохудожественной классики, культ насилия и разврата вместо любви и дружбы. Стоит ли удивляться отсутствию гражданственности, патриотизма, доброжелательности, взаимовыручки и чуткости в отношениях у значительной части населения современной России, особенно молодежи.
Реформы, призванные возродить Россию, по нашему мнению, не должны иметь в своей основе чужеродные идеи и нравы, характерные для обществ, где царят насилие, ловкачество, обман, разврат, пресмыкательство перед грубой силой и т.д. именно поэтому развитие духовности личности, ее готовности к служению России и своему народу, выполнению патриотического долга по защите интересов Отечества должно рассматриваться как основное и необходимое условие прогресса Российского общества.
Любое мероприятие, проводимое в школе должно иметь нравственное начало и патриотическую направленность. Учитывая известную истину о том, что всякое воспитание, а особенно патриотическое, должно начинаться в первую очередь с воспитания у детей любви к родному краю, языку, обычаям и традициям своего народа в школе систематически ведется работа по знакомству и изучению народных промыслов, национальной кухни, народной медицины, национальных танцев, костюмов, в целом – культурного наследия своего народа.
К прямым задачам нравственно-эстетического воспитания необходимо отнести, прежде всего, развитие у каждого школьника способности восприятия эстетических явлений в искусстве и действительности. Мы учим детей видеть прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, комическое и трагическое, художественное и антихудожественное. Там, где кончается ощущение красоты жизни и природы, там начинается цинизм, неоправданная жестокость, духовный распад личности. При составлении плана работы по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся учитывается положение о том, что во всех разделах воспитания (нравственного, трудового, экологического, патриотического) во всех классных, внеклассных мероприятиях содержатся элементы нравственно-эстетического воспитания, потому что нельзя себе представить, например, трудовое воспитание – без познания прекрасного в содержании и процессе труда, формирование нравственности – без умения видеть красоту поступка, физическое развитие – без представления о совершенстве человеческого тела. С целью этой целью осуществляется посещение краеведческого музея и музея изобразительных искусств города, русского и национального театров, проводятся выставки работ ученического творчества, конкурсы газет, плакатов, рисунков к различным датам, организовываются встречи с деятелями искусств КБР.
В школе развивается и совершенствуется работа по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к пагубным привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотиков. Регулярно организуются встречи учащихся, родителей с главным наркологом города Мудуевой Ф. и представителями правоохранительных, судебных органов и духовенства.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Для успешного осуществления воспитательной роли мы ставим перед коллективом школы такие цели и задачи.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
· Формирование и развитие коллектива класса;
· Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
· Формирование здорового образа жизни;
· Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
· Защита прав и интересов обучающихся;
· Организация системной работы с обучающимися в классе;
· Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
· Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров на основе лучших национальных обычаев и традиций;
· Организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя.
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиальных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания, которые включают в себя:
а) организационно-координирующие:
· Обеспечение связи школы с семьей;
· Установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования;
· Проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
· Взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;
· Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
· Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
· Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
· Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
б) коммуникативные:
· Регулирование межличностных отношений между обучающимися;
· Установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
· Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
· Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств;
в) аналитико-прогностические:
· Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
· Определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
г) контрольные:
· Контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
· Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
В соответствии со своими функциями в зависимости от личности ученика и в целом от коллектива класса классный руководитель выбирает формы работы с воспитанниками:
· Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
· Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
· Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования);
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
· Определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
· Учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
· Обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя.
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися, взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом школы, родителями (законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся)
В условиях нашей интегрированной школы процесс воспитания личности становится непрерывным, поскольку вся школа от нулевой ступени, то есть дошкольных групп, до третьей ступени работает системно над одной общей проблемой и при переходе от одной ступени к другой адаптация детей происходит безболезненно.